История знает немало примеров доблести и храбрости военных автомобилистов.

Самым известным из них является Дорога жизни, которая проходила по Ладожскому озеру и являлась единственной связью блокадного Ленинграда с Большой землей.

Благодаря смелости и огромному опыту военных автомобилистов, грузы, в которых находились пища, топливо, боеприпасы, регулярно доставлялись в осажденный город. Однако, многие водите гибли, не успев доставить заветный груз. Риск был связан не только с регулярными атаками немецких самолетов, но и с хрупкостью льда на озере. Часто водители руководствовались принципом «если нельзя, но очень нужно, то можно».

В сутки необходимо было сделать два рейда, но автомобилисты понимали жизненную необходимость доставки грузов, и старались сделать больше поездок. Чтобы не заснуть за рулем от усталости, они подвешивали в кабине над головой котелок, который сильно звенел и бился о голову. За каждый рейд, в результате которого перевозилось до ста тонн груза, водитель рисовал на своей машине одну звезду, как военные летчики после сбитого вражеского самолета.

Условия перевозок были сопряжены с постоянным риском для жизни, особенно ночью. Освещения не хватало и приходилось ориентироваться по конным повозкам или фонарям регулировщиц. Кроме того, на машинах использовалась светомаскировка. Чтобы можно было перевезти больше груза использовали прицепы-волокуши.

История Великой Отечественной войны хранит немало имен отважных военных автомобилистов. Одним из них был Максим Твердохлеб. Он должен был доставить в осажденный Ленинград мандарины, предназначавшиеся детям блокадников к Новому году. В пути он подвергся обстрелу двух немецких самолетов. Будучи раненым в руку, с разбитым лобовым стеклом и еще 49 пробоинами он смог добраться до Ленинграда и доставить груз.

 

На месте начала Дороги жизни установлен памятник ЗИС-5, как свидетельство отваги и храбрости советских военных автомобилистов.

И еще кое-что...